Детский психотерапевт Инна Третьяк, консультация в Минске и онлайн

Детский психотерапевт Третьяк Инна Геннадьевна.

Консультация, диагностика, терапия, обучение для мамы и ребёнка. Приём онлайн.

ПОЗВОНИТЬ.

Запись на приём:

+375 29 608 42 08

+375 17 235 44 45

Библиотека Здоровья

Архив обучающих материалов по тематике сохранения, восстановления психического здоровья и общего оздоровления организма в текстовом формате от психотерапевта Третьяк Инны Геннадьевны:

Читать на Яндекс Дзен.

Читать на Facebook.  

Читать в VK

Читать в OK.  

Читать в Instagram

Читать на b17.ru.

Читать на Psyh.info

ПОЗВОНИТЬ.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ.

Психические особенности детского возраста.

 

Дорогие друзья!

Известно, что чем раньше определить проблему психического развития ребёнка, тем легче её устранить (минимизировать). Источниками информации о возможном наличии такой проблемы могут послужить: поведение, внешний вид ребенка, его мимика, опрятность, словарный запас, произношение звуков, осмысленное выполнение инструкций, заторможенность, медлительность, неловкость в движениях или излишняя подвижность, реакция на игрушки, других детей, родителей, желание общаться с ними, умение принимать пищу, поддерживать порядок, самостоятельно одеться.

В каждом возрасте детям присущи определённые проявления (маркеры) возможного психического нездоровья, на которые родителям стоит обратить внимание. Вот они.

 

  1. Возраст до 3-х лет. Наиболее типичными являются: монотонный плач, нарушения сна и пищеварения, вздрагивание при резких звуках, различные проявления тревожности.

  2. Возраст 3-5 лет. Ребенок начинает посещать дошкольные заведения, что является дополнительной нагрузкой на его психику и может вызывать стресс. Выражениями стресса являются: заикания, тики, кошмарные сновидения, невротизация, раздражительность, аффективные расстройства и страхи. Лёгкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки ребёнка. К новым правилам, требующим внимательности и усидчивости, особенно сложно привыкать гиперактивным детям.

  3. Возраст 6-12 лет. В этом возрасте, при отсутствии должного внимания со стороны родителей, отклонения в психическом развитии могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства полового развития и суицид. Всё чаще дети заменяют реальное общение виртуальным, что способствует еще большему их отчуждению.  Длительное пребывание наедине с монитором оказывает губительное воздействие на детский головной мозг и может вызвать в дальнейшем эпилептические припадки. В этот период девочки могут испытывать недовольство своим внешним видом. Нередки случаи перерастания данного недовольства в нервную анорексию, являющуюся тяжёлым психосоматическим расстройством. Патологические фантазирования и сверхценные увлечения, характерные для данного возраста, могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения, депрессивные расстройства.

 

Внимание!

Основой психических отклонений в развитии детей является недостаток материнской любви, её внимания и общения.

Любите ваших детей! Заботьтесь о них! И будьте здоровы сами!

 

 

Болезнь XXI века. Аутизм!

 

Дорогие друзья!

Болезнью 21 века в медицинской среде называют Аутизм. Несмотря на устойчивое распространение, аутизм до сих пор плохо изучен. Его особенность в том, что: болезнь не имеет выраженного начала и конца; её нельзя вылечить таблеткой или уколом; отдельные проявления аутизма остаются с человеком на всю жизнь; малыш с признаками аутизма может родиться даже в совершенно здоровой семье.

Столкнувшись с диагнозом «аутизм», многие родители теряются: как жить и что делать дальше? К кому и за какой помощью обращаться? Существуют ли какие-либо средства защиты или профилактики? В данном случае лучшая профилактика – ранняя диагностика. Чем раньше начать реабилитацию аутичного малыша, тем лучшего качества его жизни можно добиться. А могут ли родители самостоятельно определить первые признаки болезни? Да, могут. Но…..

Если в семье один ребенок, то родители обычно поздно замечают его отличие от сверстников и обращаются за помощью, когда ребёнок уже ходит в садик. Родителям со стажем, имеющим опыт воспитания, раньше бросаются в глаза особенности малыша по сравнению со старшими детьми.

Наиболее распространёнными признаками аутизма у грудничка являются:

- одинаково равнодушен ко всем взрослым, не выделяет родителей среди окружающих;

- не оживляется при обращении к нему, не улыбается в ответ или улыбается без адреса;

- не проявляет желания идти на руки, не смотрит в глаза, не пытается обнять;

- не следует глазами за жестами окружающих, не провожает объект взглядом, не указывает пальцем на желаемый предмет;

- не реагирует на человеческий голос, но в то же время его внимание может привлекать незначительный, негромкий звук;

- взгляд длительное время обращён в пространство, либо зафиксирован на каком-то предмете;

- не пытается подражать звукам, не «гулит» и не лепечет.

- не создает трудностей с уходом, на протяжении многих часов может играть сам собой, не проявляя интереса к окружающим. 

Важно: Если у ребёнка диагностирован аутизм, то это вовсе НЕ значит, что:

  1. Ребёнок имеет низкий интеллект или необучаем.

  2. Ребёнок обречён.

У каждого из таких детей есть потенциал вырасти в самостоятельную личность, но это зависит от степени аутизма и от того, насколько рано начали с ним работать. 

Берегите своих детей, помогите им и будьте здоровы сами!

 

 

Гиперактивные дети. Одна из причин-гипогликемия!

Дорогие друзья!

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и показывали хорошую успеваемость по предметам обучения. Затруднения в учёбе, невнимательность, неусидчивость, раздражительность – повод для родителей задуматься о причинах их возникновения и принять необходимые меры. Так о чём же необходимо задуматься? И какие это могут быть меры? Для начала обратим внимание на то, что едят наши дети во время учебного процесса. Кола, булочка, шоколадные батончики! Подобное буфетное меню развивает у детей гиперактивность, т.к. их мышцы переполняются глюкозой (энергией), а нейроны головного мозга испытывают её существенный недостаток, как раз в то время, когда основная функциональная нагрузка падает именно на мозг. В предыдущей публикации мы рассматривали механизм распределения глюкозы в организме при переработке легкодоступных сахаросодержащих углеводов, а также причину, по которой клетки головного мозга, так нуждающиеся в глюкозе, не могут её получить. Резкий рост концентрации глюкозы в крови, спровоцированный буфетным меню, сменяется резким снижением её концентрации - гипогликемией!  Помимо снижения умственной и физической работоспособности гипогликемия провоцирует резкий рост аппетита и заставляет ребёнка снова бежать в буфет. Опасность заключается ещё и в том, что гипогликемия может способствовать употреблению антидепрессантов, корректирующих её неприятные последствия.

Наши дети могли бы учиться гораздо лучше, быть более управляемыми и не набирать лишний вес, если бы получали полноценное питание. В Российской Федерации вопрос организации  бесплатного питания в школах вынесен на федеральный уровень, что только подчёркивает его важность для сохранения здоровья молодого поколения. Для повышения успеваемости наших детей достаточно всего лишь предоставить им полноценное питание, включающее полный набор белков, жиров, углеводов и делать в еде перерывы продолжительностью 4 часа.

Берегите своих детей, помогите им и будьте здоровы сами!

 

 

Правильное пищевое поведение ребёнка-залог его здоровья

Дорогие друзья!

Современная реальность такова, что 50% детей в той или иной мере страдает нарушениями пищевого поведения. Частота этих нарушений год от года растёт даже у нормально развивающихся ребят. Под пищевым поведением понимают комплекс процессов, сопровождающих приём пищи и последующее пищеварение (где, как, когда происходит приём пищи, наличие аппетита, скорость насыщения, реакция на незнакомую еду и пр.).

Причины возникновения нарушений пищевого поведения у детей в большинстве случаев многогранны и имеют индивидуальную окраску, но увы, наиболее общей причиной является деятельность, а точнее «бездеятельность» родителей. Их постоянная занятость, спешка, хроническая усталость, ежедневный стресс и отсутствие должного внимания, могут спровоцировать у ребёнка трудности с пережёвыванием, отрыжку, желание съесть несъедобное и даже полный отказ от еды.

Что же поможет формированию правильного пищевого поведения?

  1. Распорядок дня. Он должен включать время для кормления, сна, прогулок и приучать кушать в одно и то же время. Это позволит организму малыша готовиться к приёму пищи заранее, что в итоге способствует повышению качества пищеварения.
  2. Окружающая обстановка.  Приучайте маленького члена семьи кушать в отведенном для этого месте - на кухне или в столовой, с соблюдением соответствующих ритуалов и формальностей. и, главное, делайте это сами.
  3. Психологическая обстановка. Спокойствие и комфортную семейную атмосферу за обеденным столом трудно переоценить. Ни в коем случае нельзя ребёнка ругать (плохо, медленно, неаккуратно ест), оставлять за едой одного, тем более устраивать за столом семейные сцены. Негативная атмосфера может сформировать у него отрицательный стереотип и послужить толчком к возникновению нарушений пищевого поведения впоследствии.
  4. Продолжительность приёма пищи. Не нужно поторапливать ребенка, предоставьте ему необходимое время, чтобы есть спокойно, тщательно пережевывая пищу. Детишки, которые едят впопыхах, во взрослой жизни склонны к перееданию.
  5. Отсутствие внешних раздражителей во время кормления. Выключайте телевизор, убирайте из поля зрения все гаджеты и игрушки. Подкрепляйте это собственным примером.
  6. Непосредственно перед приёмом пищи исключите (минимизируйте) яркие эмоции. Они перегружают неокрепшую нервную систему маленького человека и подавляют чувство голода. При чём совершенно не важно какие это эмоции: положительные или отрицательные.
  7. Не злоупотребляйте перекусами между основными приемами пищи.
  8. Для утоления жажды предлагайте ребёнку чистую питьевую негазированную воду.
  9. Проявляйте особую аккуратность при введении в рацион малыша новых «взрослых» блюд. Постепенность и порционность дадут мамочке возможность вовремя отреагировать на вероятную аллергическую реакцию и не допустят формирования привычки передать. Кроме того, время «знакомства» малыша с новыми блюдами можно использовать и для его «знакомства» с правилами столового этикета. 

Важно. При отсутствии патологии развития ребёнка, наиболее распространённая причина возникновения нарушений пищевого поведения кроется в области его психики.

Берегите своих деток! Заботьтесь о них! Обучайте их! И будьте здоровы сами!

Задержка развития речи у ребёнка. Как определить, что делать?

Дорогие друзья!

Своевременное развитие речи у ребёнка – важный фактор его дальнейшего нормального психического развития. На что необходимо обратить внимание родителям в первые годы жизни малыша, чтобы не упустить драгоценное время и, при необходимости, вовремя обратиться за помощью к специалисту?  Вот несколько простых маркеров:

  1. Ребёнок хорошо слышит.

  2. К концу 1-го года жизни ребёнок использует указательный жест пальцем в сочетании с осознанным направленным взглядом, владеет набором из десятка простых слов, понимает обращённую речь, выполняет простые просьбы («дай», «принеси» и т.д.).  

  3. В 2 года словарный запас малыша может составлять 100-200 слов, включающих собственные (детские) названия предметов. В этом возрасте между детьми может наблюдаться большой разброс в развитии речи. Кто-то знает несколько десятков слов, а кто-то может читать стихи. Особенность данного возраста в том, что девочки обычно начинают связно говорить раньше мальчиков.

  4. К 3-м годам формируется центр моторной речи. Ребёнок начинает говорить простыми предложениями. К этому возрасту здоровые дети сравниваются в развитии речи.

Важно! Факторы, провоцирующие задержку психо-речевого развития (ЗПРР), индивидуальны, могут иметь как органическую основу (наследственность, родовые травмы, инфекционные заболевания…), так и социальную (неблагоприятный семейный климат, деспотичный стиль воспитания, психологические травмы …).

Как помочь ребёнку заговорить? Несколько универсальных рекомендаций:

  1. Регулярно общаться. При этом беседовать с маленьким человеком «взрослым» языком без «уси-пуси».

  2. Не давать длительно (после 1 года) сосать соску и не поить из бутылки с соской, т.к. сосательный рефлекс является замедляющим фактором начала речи.

  3. В 2-3 года предоставить возможность общения с говорящими детьми.

  4. Развивать мелкую моторику рук, контролируя при этом его действия с мелкими предметами, которые малыш может проглотить или куда-нибудь засунуть (в ухо).

  5. Содействовать в определении ребёнком тому, кто он, левша или правша.

Важно!

  1. В процессе общения с малышом нельзя делать вид, что вы его не понимаете!

  2. Хорошую помощь в формировании речи окажут витамины группы В и аминокислоты

Любите ваших детей! Заботьтесь о них! И будьте здоровы сами!

Нервный тик у ребёнка. Лечить или само пройдёт?

Дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим о нервных тиках у детей.

Иногда дети совершают некие движения, затрагивающие мышцы лица или плеч: мигание, гримасничанье, подёргивание плечами или конечностями, могут также произносить звуки, покрикивать или громко дышать. Эти движения возникают неожиданно и так же внезапно пропадают, проявляются в режиме бодрствования и отсутствуют во сне, происходят чаще у мальчиков, чем у девочек и наиболее часто наблюдаются в стрессовых ситуациях.

В медицине такие движения классифицируются как «нервный тик»!

С ним сталкивается до четверти учеников младших классов. При возникновении нервного тика ребёнок может осознавать его присутствие, но не способен контролировать его в полной мере.

Представляют ли нервные тики опасность для здоровья детей? Давайте разбираться!

Пусковым механизмом появления тиков может послужить:

- наследственность;

- дефицит продуктов питания, содержащих кальций и магний;

- дисгармоничные отношения в семье;

- сильная отрицательная эмоция, психоэмоциональная травма;

- переутомление, недосыпание, увлечённость современными гаджетами;

- трудная адаптация к незнакомому коллективу, новым правилам и обязанностям;

- употребление психостимулирующих и энергетических напитков.

Тики могут сопровождаться: тревогой, подавленным состоянием, невнимательностью, быстрым утомлением, расторможенностью, слабой координацией или заторможенными движениями, бессонницей, слабым восприятием информации и др. Со стороны даже может показаться, что ребёнок относится безразлично к учёбе, вызывающе себя ведёт, передразнивает окружающих. При этом строгие наказания только усугубляют ситуацию.

Если тикоидные действия отмечаются впервые и относительно быстро пропадают, то для родителей это является сигналом об истощении нервной системы ребёнка.

Неоднократно повторяющиеся тики «кричат» о необходимости срочной балансировки процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы.

И в первом, и во втором случае лучше сразу же обратиться к специалисту, который выявит наличие патологии, определит её источники и сделает прогноз. Для создания полноценной картины расстройства может потребоваться  ЭЭГ и МРТ.

Важно: некоторые формы эпилепсии внешне выглядят как тикоидные расстройства, поэтому главная задача родителей на данном этапе – обеспечить своевременную и качественную диагностику и исключить эпилептическую активность.

Вывод: Да! При определённых условиях тики могут представлять опасность для здоровья детей!

Тики мешают нормальному развитию ребёнка, наносят ему психоэмоциональную травму, ограничивают качество его жизни не только в подростковом и юношеском возрасте, но и во взрослой жизни.

Любите своих детей! Создавайте им условия для укрепления здоровья и полноценного развития! Они этого достойны! И будьте здоровы сами!

Паническая атака. Что делать не надо и как помочь себе самому?

Дорогие друзья!

Наши прежние страхи (потерять работу, бизнес, оказаться неуспешным) дополнились новыми (страх изоляции, страх прививки, страх заразиться, страх надвигающейся катастрофы). В сочетании с агрессивным поведением окружающих, недоверием к поступающей к нам информации, неуверенностью в завтрашнем дне, эти страхи только усиливаются. На этом фоне у совершенно здорового человека может развиться состояние внезапной тревоги. Это состояние носит название «Паническая атака» (ПА) и чаще всего сопровождается онемением конечностей, учащённым сердцебиением, ознобом, потливостью, дрожью, ощущением нехватки воздуха, спазмами в животе, рвотой, диареей и даже потерей сознания. Если указанные выше признаки вы обнаружили у себя впервые,  необходимо пройти медицинское обследование и установить первопричину. Если же ПА у вас уже была диагностирована ранее, имеет тенденцию к повторению, то многие пытаются справляться с ней самостоятельно. Но, к сожалению, делают всё в точности до наоборот.

 Итак, что делать НЕ надо:

  1. Интенсивно дышать. Чрезмерное насыщение крови кислородом и обеднение углекислотой приводит к головокружению,  покалыванию в грудной клетке, судорогам в мышцах. Всё это усиливает тревогу.
  2. Проводить интенсивный контроль своего состояния (измерять давление, пульс, температуру, сатурацию) и усиливать активные действия (звонить, консультироваться, ждать, бежать).
  3. Вспоминать прошлые ПА и прогнозировать будущее.
  4. Испытывать к себе жалость, выставлять себя в роли жертвы, перекладывать свои проблемы на обстоятельства, заниматься самобичеванием и делиться проблемами с посторонними, пытаясь получить долю сострадания,
  5. Избегать мест, где вам было плохо. Это закрепляет страх. Расширяет его на другие места и ситуации.

При наступлении ПА поможет свежий воздух, ровное, равномерное дыхание, питьевая вода (лучше слабощелочная, структурированная, с отрицательным ОВП), что-нибудь сладкое (конфета или кусочек шоколада).

Очень важно быть в состоянии «здесь и сейчас» и отделять реальное состояние от вымышленного. Способов такого «отделения» много. Это и мантра, и аффирмация, и медитация, и аутотренинг. Подбираются они индивидуально в ходе занятий со специалистом.

В вопросе лечения ПА нет «золотой таблетки». Да, лекарства могут снизить на время уровень тревожности. Но они не могут изменить ход ваших мыслей. Поэтому, как только вы прекращаете приём транквилизаторов, любой стресс может запустить механизм ПА. Легкомысленное отношение к  ПА влечёт за собой целый «букет» психосоматических расстройств: язвенную болезнь, инфаркт, инсульт, тромбоз, диабет, лечение которых является гораздо более сложным и длительным.

В вопросе избавления от ПА человек должен сам инициировать лечение, брать на себя ответственность, и настраиваться на кропотливую работу со специалистом.

Берегите себя и будьте здоровы !

Памятка родителям заикающегося малыша.

Мма…Ма…Ма-ма! К сожалению, иногда произношение этого прекрасного слова должно вызывать тревогу у родителей!

Дорогие друзья!

Причиной тревоги родителей в подобных случаях обязано стать возможное нарушение речи у ребёнка, именуемое в медицине «логоневроз», а в быту – «заикание». Оно возникает из-за судорожного сокращения мышц речевого аппарата и сопровождается непроизвольным повторением звуков, вегетативными реакциями и сопровождающими речь движениями. На первый взгляд безобидное заикание может скрывать за собой гораздо более серьёзные проблемы.

Заикающийся ребенок склонен к раздражительности, агрессивности, плаксивости. Избегая насмешек, часто он замыкается в себе и предпочитает находиться в одиночестве. Заикание может сопровождаться нарушением сна, расстройством пищеварения, нервными тиками и энурезом.

Несерьёзное отношение родителей к данному расстройству может привести к трудностям в социальной адаптации малыша, внести дискомфорт в его юношескую и взрослую жизнь.

Заикание в возрасте от 2-х до 3-х лет, имеющее постоянный характер и не зависящее от внешних раздражающих факторов, чаще всего свидетельствует о возможных нарушениях в работе головного мозга ребёнка. Эти нарушения могут быть вызваны патологиями беременности и родов, а также генетическими и индивидуальными особенностями ребёнка.

Заикание в более позднем возрасте (4-6 лет), проявляющееся только в определённых условиях (стресс, волнение, присутствие посторонних людей), говорит о невротической природе расстройства, возникшего на фоне неблагоприятного внешнего воздействия. Такими воздействиями могут быть: психологическая травма, перенесенное заболевание, чрезмерное увлечение гаджетами, а также физиологические процессы в организме ребёнка.

Обнаружив у ребёнка заикание, родителям не следует акцентировать на этом внимание, тем более показывать своё раздражение или выражать испуг. Главное – как можно раньше обратиться к специалисту, чтобы выявить причину возникновения дефекта речи и определить пути её устранения.  Для выявления причин понадобится консультация профильного специалиста, а также ЭЭГ, РЭГ и, возможно, МРТ головного мозга. Лечение заикания является сугубо индивидуальным и подбирается с учётом особенностей каждого ребёнка.

Важно! Результативность коррекции нарушения речи в большинстве случаев зависит от своевременности обращения родителей за помощью к специалисту.

Памятка родителям заикающегося малыша.

Нельзя:

  1. Подвергать ребёнка сильным эмоциям, нервному напряжению (телевидение, кино, компьютерные игры, громкие звуки, шумные мероприятия и пр.);

  2. Заниматься самолечением. Ошибка в выборе методов и форм лечения может серьёзно навредить здоровью ребёнка и усугубить логоневроз.

  3. Нарушать системность и последовательность коррекционных занятий.

  4. Устраивать конфликты и ссоры в присутствии малыша. «Взрослые» разговоры – также не для детских ушей.

  5. Нарушать режим дня. Кроме занятий ребёнок должен иметь полноценное питание, сон и прогулки на свежем воздухе.

Рекомендуется:

  1. Строго и последовательно выполнять все рекомендации врача-специалиста.

  2. Классическая музыка (Моцарт, Штраус, Шопен).

  3. Комфортный микроклимат в семье, доверительная обстановка и психологическая поддержка.

В заключение хочу поделиться с вами Волшебной Формулой избавления от заикания:

Избавление от заикания = Любовь и Вера родителей в своего ребёнка + целеустремлённость + ежедневная кропотливая совместная работа.

Игровая зависимость! Что делать?

Не отдавайте своих детей в плен современному минотавру-гаджету!

Дорогие друзья!

Зависимость современных детей от планшетов, смартфонов, игровых приставок – бич нашего времени. Если ребенок слишком много времени проводит («зависает») в гаджетах в первую очередь страдает его нервная система. Она не успевает восстанавливаться. Она истощается. Ребёнок теряет контакт с окружающим миром, становится раздражительным, агрессивным, неуправляемым. Многие жизненные и человеческие ценности в его представлении кардинально искажены. Ребёнок начинает представлять, что человеческую боль и даже смерть можно исправить "перезагрузкой", а общаться с ним можно только разобравшись, что такое: "Фан, баг, бан, ваншот, вынос, имхо, квест, флуд, лаггер, левел, респаун, скил". Иначе, вы его просто не поймёте. В дополнение букета - ухудшение зрения, осанки и лишний вес. 

Как помочь ребенку найти баланс между виртуальным и реальным миром? Что могут и должны сделать родители?

  1. Ограничивать время «общения» с гаджетом. Маленьким детям не больше часа, детям постарше – максимум 2 часа.

  2. Вовремя обратиться за помощью к специалисту. К сожалению, большинство обращений происходит тогда, когда зависимость уже сформирована. В данном случае родители должны признаться себе – это они упустили ребенка. Им просто было удобно, чтобы он не мешался под ногами и был занят мультиками или компьютерными играми.

  3. Понимать, что это такая же зависимость, как от алкоголя, табака, наркотиков, азартных игр и пр. Сама по себе она не рассосётся и её нужно лечить.

  4. Знать, что когда с проблемой зависимости обращается взрослый человек, то в большинстве случаев он замотивирован излечиться. Это значительно повышает шансы на успех. А когда родители приводят ребёнка, то он сам может не осознавать своей зависимости, не признавать проблемы. Следовательно, путь к освобождению от зависимости может быть гораздо более тернистым.

Вывод: Несомненно, современные гаджеты созданы для облегчения жизни человека. Умение пользоваться ими – объективная реальность. Но у ребёнка должны быть и другие интересы, увлечения и занятия в жизни. Помочь с их выбором – лучший метод борьбы с минотавром-гаджетом.

Заботьтесь о своих детях! Кто, как не мы, просто обязаны научить их основам здорового образа жизни! И будьте здоровы!